Звуковая карта саунд бластер. Звуковая карта Creative Sound Blaster Z

После спорной линейки X-Fi сингапурская компания Creative провела работу над ошибками. Одним из плодов этой работы стала героиня этого обзора - внутренняя звуковая карта Sound Blaster Z, которая сочетает в себе отличные технические показатели с довольно демократичным ценником в $100.

Работа в режиме 192 кГц/24 бита и полный набор выходов

В отличие от предшественников, у Sound Blaster Z высокое соотношение «сигнал/шум» в 116 дБ, широкий диапазон воспроизводимых частот и поддержка режима работы в 192 кГц/24 бита. По части подключения имеем полный набор из пары 3.5 для подключения микрофона и наушников, еще три разъема 3.5 для подключения акустики формата 5.1 и пару цифровых оптических портов (вход и выход).

Новенький процессор Creative Sound Core 3D

Мозгом карты является звуковой процессор Creative Sound Core 3D, который не только отвечает за все расчеты, но и выполняет функции АЦП и ЦАП-а для всех каналов, кроме передних. По части звука он обеспечивает прекрасное качество, которого будет достаточно для абсолютного большинства даже весьма требовательных пользователей. Порой ему немного не хватает детальности и чистоты, но это проявляется лишь в сравнении с более дорогими аудиофильским картами и при прослушивании сложных композиций с большим количеством инструментов. В пылу повседневной битвы в условный PUBG или Battlefield услышат разницу лишь ценители «золотых проводов».

Выход на наушники с отдельным предусилителем

Пожалуй, главная слабость Sound Blaster Z - это выход для наушников, который в плане качества уступает основному выходу. В наушниках начального и среднего уровня это не особо заметно, но к звуковым картам за $100 наверняка присматриваются и многие обладатели дорогих качественных наушников, которые эту разницу заметят.

Дизайн не главное, но он тоже важен

В качестве приятных бонусов потенциальный покупатель получает симпатичную внешность с традиционной для игровых моделей красной расцветкой - она отлично подошла бы для внешней звуковой карты, которую не придется прятать внутри корпуса. Плюс отдельный микрофон Creative Crystal Voice и диск с довольно полезным ПО Pro Studio, которое позволяет отрегулировать громкость каждого канала, поколдовать с эквалайзером, выбрать нужный формат многоканального звука (поддерживается DTS Connect и Dolby Digital Live) и еще много чего.

В качестве «референсных» устройств использовались:

  • Наушники-вкладыши типа «бутоны» (со сменными силиконовыми насадками) Sharp HP-MD33-S (номинальный импеданс 16 Ом, некритичный спад на высоких частотах).
  • Мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом, чувствительность невысока, требуется адекватное усиление).
  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом).

Задействованные акустические системы:

  • Активные стереопары JetBalance JB-382 (Блеск! Эх, ещё бы запас по ВЧ…) и незабвенные Solo-1.
  • Студийные мониторы Event.
  • Ресивер Yamaha HTR-5640 RDS (европейско-серебристая версия знаменитой 440-й модели) с 5.1 комплектом акустики AVE-700.

Альтернативные источники звука:

  • Спортивный Мр3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и удобству эксплуатации.
  • PCI саундкарта Audigy2 Platinum
  • Бытовой DVD-плеер Pioneer 565

Тестируемой X-Fi XtremeMusic не удалось переиграть по звучанию Pioneer 565, однако чтобы это установить, потребовались студийные мониторы (плюс профи наушники) и хорошо тренированные уши. Звук XtremeMusic очень близок к Audigy 2 Platinum.

Выход на наушники у X-Fi XtremeMusic совмещён с выходом на фронтальную акустику и до уровня специализированного выхода на выносных модулях собратьев не дотягивает. Впрочем, и тут разницу даже на «хай-файных» наушниках услышит далеко не каждый.

Расхваленный режим CMSS-3D как в наушниках, так и на многоканальной акустике не впечатлил (очевидно, слабоваты сами алгоритмы).

Прослушивание подтвердило: в случае некомпрессированных записей «кристаллайзер» приятно уплотняет и украшает звук при воспроизведении на средненьких акустических системах.

Подключение ресивера с декодером к цифровому выходу карты коаксиальным шнуром (волновое сопротивление 50 Ом, плюс переходник с RCA на моно аудио джек 3.5 мм) прошло без проблем. Кстати, кабель был длиною более 20 метров (взят от старой Ethernet сети), так что можно перебрасывать аудио сигнал по цифре из другой комнаты, а не таскать компьютер.

Игра «Battlefield 2» (звук EAX) на двух указанных выше стереопарах акустических систем пошла на «ура». Местоположение источников выстрелов и взрывов, не задумываясь, угадывалось вслепую. Даже можно было определить, куда именно летят отстрелянные гильзы. Звук лодочного мотора при перемещении по реке, честно говоря, просто удивил своей реалистичностью. Несколько хуже обстояли дела с рёвом двигателей танков (видать, создатели игры сэкономили).

Все бы распрекрасно, но никак не удалось добиться, чтобы продвинутые эффекты цифровой обработки (компрессор, ревербератор, дисторшн и т.п.) звучали в реальном времени при поступлении сигнала с аналогового входа. В записи, пожалуйста, результаты эффектов уже будут присутствовать. При воспроизведении записанного ранее чистого материала все эффекты функционируют. Тогда как «на лету» оцифровывать, обрабатывать и озвучивать что-то упорно не стыковалось. Откровенно жаль, поскольку оценить «драйв» от применяемого эффекта крайне непросто, ведь настроек то масса, и каждую надо аккуратно выставить, эмпирически подобрав на слух. Так что гитаристам остается по-прежнему уповать на Guitar Rig (благо, ASIO позволяет работать без заметной на слух задержки) и ждать, пока мы вместе с Креатив не разберёмся, в чём закавыка.

Заключение

Выпустив в свет мощнейший аудиопроцессор, Creative не просто хочет обозначить своё лидерство, а стремится глобально повысить качество цифровой обработки звука.

Чтобы однозначно сделать вывод, насколько удачным получился процессор и каков его запас в перспективе, понадобится тщательно проверить в деле разные карты из линейки X-Fi. Сейчас совершенно ясно одно: добавить-обновить софт или плагин какой – не проблема, тут главное – железо.

В младшей модели новоиспеченной линейки от Creative – Sound Blaster XtremeMusic – скромно реализована лишь запись, всё остальное – на зависть мечтающим об X-Fi. Помимо всего прочего, устранены приколы Audigy2 ZS, в частности синус в несколько вольт на сто с лишним кГц в режиме automute. Порадовали драйверы X-Fi, в заводской версии вставшие без сучка без задоринки. Протестированная карта X-Fi XtremeMusic искренне рекомендуется не только супер экипированным геймерам, но и заядлым меломанам.

Ну а сможет ли понравиться профессионалам звука и аудиофилам флагманская модель X-Fi Elite Pro, покажет отдельное тестирование.

Оценка: 5 из 5

Владимир К.

Достоинства: За такую цену, вы вряд ли что лучшее найдёте, с ЦАП CS4398. Который к слову, использовался в бывшей топовой звуковой карте Creative X-Fi Elite Pro. А она стоила в своё время, от 11 до 14 тысяч рублей по старому курсу - 35 рублей за доллар. Использую с этой звуковой картой студийные мониторы начального уровня AXELVOX TR-88A. Хоть и стоили эти мониторы всего 11-12 тысяч рублей за один монитор (по старому курсу доллара), но для своей цены они выдают потрясающий звук, со звуковой картой Sound Blaster Z. Звук очень детализирован. В играх например, я услышал новые звуки в деталях. Прям наслаждение получаю. Раньше дома у меня стояла X-FI, самая дешёвая, которая без процессора. Разница между ними как и ожидал - потрясающая. И я сильно раскрыл потенциал своих мониторов. Править например, те же самые звуковые дорожки стало на порядок, более комфортно. Теперь я так как раньше, не напрягаю слух, что бы услышать ту частоту, которая мне нужна при работе эквалайзером или при отслеживания нужной мне детали в звуке, для правки. То есть всё стало более чётко. Думаю более и нечего написать про эту звуковую карту, так как уже до меня многое написали. Да... звук действительно сочный, детальный. Басы поджатые и в то же время глубокие. Басы не гудят. Отличный режим работы в звуковой карте. Называется он Stereo Direct. Как я понял этот режим означает прямой вывод звука на усилитель, в обход фильтров операционной системы. То есть это означает - минимальное влияние на звук со стороны ОС. Напомню лишь только, что я описывал свой мнение со студийными мониторами. А это совершенно другое. Даже Hi-Fi системы, нельзя сравнивать с ними. Не говоря уже низкобюджетных акустических системах. И кстати... у меня на работе в кинозале стоит звуковая система за 700 тысяч рублей, (35 за доллар). Не поверите. У меня дома звук лучше, чем на работе. Единственное, что лучше в звуке на работе, это присутствие инфразвука из за качественного саба, который в 2/3 моего роста. Но по детализации дома звук шикарнее!

Недостатки: Лампочка! Красное солнце завелось у меня в системном блоке! Кому в голову пришло её сделать не отключаемой?! В компании Creative завелись троли! 0_0

Комментарий: Раньше из за драйверов для этой карты были таки проблемы - падал «уровень микрофона» со 100% до 67%, при каждой перезагрузки компьютера. В некоторых звуковых редакторах при использовании ASIO, вдруг начинал искажаться звук. С последними драйверами - Августа 2015 года, ВСЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ ИСЧЕЗЛИ! Драйвера не слетают, что бы ты не ковырял из настроек в панели драйверов. Всё стало ОЧЕНЬ стабильно. Лично у меня проблем - НОЛЬ! Переключение с акустики на наушники происходит автоматически, без каких либо ошибок. Воткнул уши, вырубились студийные мониторы - звук в наушниках. Вытащил штекер наушников, врубились студийные мониторы - звук в них. Пользуюсь картой с лета 2013 года. Очень рекомендую к покупке эту звуковую карту. Лучшего скорее всего, пока не дано - в своей стабильности и универсальности! Если вам нужен отличный, детальный звук в играх, в музыке, в фильмах, в работе со звуком - берите эту карту. Я 7 лет профессионально работал со звуком на районом телевидении, на этом ЦАП CS4398. Он чудесен! Особенно с последними драйверами! Мои настройки в панели драйвера звуковой карты: SBX PRO STUDIO - всё выключено. CRYSTALVOICE - всё выключено. SCOUT MODE - выключен (просто повышает средние и средневысокие частоты). ДИНАМИКИ/НАУШНИКИ - конфигурация... «Stereo Direct», широкополосные динамики включено. Остальное всё выключено. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - «Кодировщика нет». Всё выключено. МИКШЕР - ну тут уже Ваши предпочтения. ЭКВАЛАЙЗЕР - выключен. Так как у меня студийные мониторы. РАСШИРЕННЫЕ ФУНКЦИИ - в зависимости от вашей конфигурации. Мои настройки в панели управления ОС - звук>устройства воспроизведения: Вкладка ДОПОЛНИТЕЛЬНО... Формат по умолчанию. 24 бит, 48000 Гц. Монопольный режим обе галочки включены. Все воспроизводящие звук программы и плееры, должны быть настроены так же - 24 бит, 48000 Гц. Всем спасибо за внимание. (:

Оценка: 5 из 5

Андрей У.

Достоинства: Отличный звук (смотрите комментарий, как его включить). Не глючный софт. Цена.

Недостатки: Все преобразователи звука слишком сильно искажают звук. Для тех, кто не в теме - читайте комментарии.

Комментарий: 1) Очень важно знать, что хороший ЦАП обрабатывает только Front Out выход. Это третий 3.5мм выход (в середине среди 3.5мм). Именно туда лучше подключать передние колонки или наушники. Нигде это не написано, и я узнал об этом только спустя месяцы. 2) Вместе со звуковой картой, устанавливается Софтина, в которой нужно переключить режим работы ("Динамики\Наушники") в DIRECT STEREO. Иначе хорошего звука не будет (читайте недостатки). При этом отключаются все функции преобразования звука SBX и звук идет напрямую в колонки, тем самым вы получаете чистый исходный звук.

Оценка: 5 из 5

Достоинства: поставил. работает. хлеба не просит.

Недостатки: пару раз оболочка драйвера подвисла.

Комментарий: купил весной 2014 года. на замену X-Fi, которая через 8 лет работы стала себя странно вести - щелкать и шуршать. и с драйверами для X-Fi уже были проблемы. в общем купил этот простой, без доп устройств, бластер Z. поставил, докинул драйверов. и все. ну поколдовал немного с настройками, выключил все прибабахи и доп обработки. в итоге имею звук, который мне нравится. нравится в играх, нравится в фильмах, нравится в музыке. о покупке ни раз не пожалел.

Оценка: 5 из 5

Достоинства: - Хороший звук - Отсутствие помех - Изобилие входов / выходов - Не требует доп. питания - Качество изготовления - Наличие микрофона - Цена

Недостатки: - Щелчки в колонках при включении/выключении/перезагрузке компьютера - Скудновата настройка карточки в прикладном софте

Комментарий: Полагаю как и многие другие, при замене компьютера столкнулся с выбором звуковой карты, с удовольствием оставил бы свою любимую SB X-Fi Xtreme Audio, но в новой материнской плате PCI слотов попросту нет, а pci-e вариант Xtreme Audio к сожалению не содержит X-Fi чипа и имеет другое звучание. В общем долго колебался между Asus и Creative, помимо всего прочего, необходимо было наличие аналоговых выходов под 5.1, при чем без всяких там переходников (как в ZXR), а сразу напрямую миниджек, ну и разумеется чтобы звучала она не хуже чем моя предыдущая:). Учитывая большое количество негативных отзывов о фоне в карточках от Asus, выбор пал на Sound Blaster Z. Кстати, для тех кому не нужен внешний модуль, рекомендую покупать именно Z, так как на ZX установлен абсолютно идентичный звуковой чип от CS и переплачивать смысла нет. Итак, что можно сказать, карта вполне достойная, звучит очень и очень неплохо, никаких шумов, помех и прочего негатива не наблюдается (отзыв про RTL версию), с драйверами тоже никаких проблем, поставил последние с сайта, все корректно работает. Если объективно сравнивать с X-Fi, звук у SBZ лучше. Значительно лучше, особенно в режиме Surround, раскладка по каналам просто замечательная. Но есть и небольшой минус, кудаж без него. У этой карты (по умолчанию) слишком мало высоких, и как назло в моих передних колонках с высокими тоже беда, поэтому звук получается немного мутный, в итоге все приходится подкручивать программно эквалайзером и кристалайзером, становится вполне сносно, но в этом есть свои нюансы. Также к минусам можно отнести щелканье при запуске и выключении системы, и кто бы там что не советовал (переустановить драйвера/ОС/директХ, выставить pci-e x1 в 2.0 и прочее), ничего не помогает. Можно по сути это не считать недостатком, но если есть с чем сравнивать, то вряд ли это возможно:) В общем и целом звуковая карточка Creative Sound Blaster Z является хорошим приобретением и оправдывает все ожидания, несмотря на небольшие минусы.

Не так давно Creative выпустил на Recon3D со встроенными ЦАП и АЦП и совершенно другим процессором аппаратных эффектов. В сравнении с прошлым поколением карт на X-Fi и отдельных ЦАП и АЦП, новое поколение выглядело как шаг назад в своем развитии. В линейке Z на Recon3D вернулись отдельные микросхемы ЦАП и прочие внешние элементы, поэтому интересно выяснить, насколько стали интересны новые карты потребителю и насколько они конкурентноспособны на рынке сегодня.

В линейку Z входит три карты, Z, Zx и ZxR . Первая уже пришла на тест, в то время как оставшиеся еще в производстве (вероятно из-за внешнего модуля с ручкой громкости, которые ).

Creative SoundBlaster Z младшая карта в линейке и соответственно дешевле остальных вариантов. Из интересных особенностей, в комплект входит специальный микрофон, позволяющий настраивать ширину луча приема сигнала. В старших моделях используется отдельный блок регулировки громкости с разъемами под наушники и микрофон. В аппаратную начинку карты входит ЦАП CS4398, использующийся в E-MU1212m, E-MU1616m, Creative X-Fi Elite Pro, Asus Xonar D1, Asus Xonar DX и AUZEN X-Fi Forte 7.1. Creative SoundBlaster Z сделана по концепции трех последних перечисленных карт, высококачественный ЦАП установлен только на фронтальный выход, а прочие каналы обслуживают ЦАП среднего класса. Такой подход позволяет снизить цену за продукт и получить наиболее приятное соотношение цена/качество.

Creative SoundBlaster Z будет интересен в первую очередь тем, кто не озабочен моддингом карты в виде смены ОУ, как в и кто ориентирован в первую очередь на стерео звук. В качестве приятного бонуса, у карты продвинутые возможности для общения skype и геймерских возможностях для он-лайн игр. К огромному сожалению, аппаратный звук на сегодняшний день практически мертв, и соответственно у продуктов Creative SoundBlaster на Recon3D упразднен блок с аппаратными эффектами (или проще говоря, то что умели делать Creative Live, Audigy и X-Fi убрали, а в замен добавили другие аппаратные эффекты).

Т.к. пока еще есть игроки под старые игры, требующие аппаратный звук, новая линейка получает негативные отзывы в виде «это шаг назад» и «лучше покупать старые X-Fi карты» и в целом резон в этом есть. Но с другой стороны, Recon3D то же есть что предложить интересного на сегодняшний день и никто не запрещает держать две карты в одном компьютере, тем более что несколько младших X-Fi содержит на борту цифровой оптический выход и никто-то не мешает их подключить к любой карте SoundBlaster серии Z и воспользоваться более качественным звуком от продвинутых конвертеров. К большому сожалению, ASUS при выпуске своих продуктов не учли важность подобных связок и их топовые карты STX и ST не имеют цифровых входов. В следующей реинкарнации в топовых картах ASUS цифровой вход должен будет появится, этот вопрос обсуждался с .

Внешний вид Creative SoundBlaster Z


У карты SB Z есть линейный вход, совмещенный с микрофонным, один выход под наушники и три стерео выхода, отвечающий за многоканальный звук в 5.1.

Цифровой вход и выход только оптические. Надо отметить, что наличие цифрового входа для карты является плюсом и это упускают в картах от ASUS верхней категории.

Кожух у карты сделан из толстой металлической пластины, которая массивнее аналогичных в ASUS ST/STX.

Комплектация Creative SoundBlaster Z


В комплектацию входит сама карта, внешний микрофон и диск с мануалом. На диске есть подробная инструкция по карте на русском языке. Надо сказать, что такая инструкция существенно сокращает время, протраченное на знакомство с функциями карты, не надо долго гадать, какая кнопка или рычажок что делает, как это было в X-Fi картах. За подробный и понятный мануал следует поставить огромный плюс.

Аппаратная часть Creative SoundBlaster Z


Creative долго шла в развитии аппаратного ускорения звука, однако выход новой ОС и возможно не лучшая политика с поддержкой в развитии игровых подсистем на сегодняшний день положили конец тому аппаратному звуку, к которому многие привыкли. Соответственно нет необходимости в специальном мощном DSP, который бы позволял получать как высокого качества звук, так и снижать нагрузку на CPU.

Однако продавать продукт с огромным мега процессором, с горячим радиатором (где и пропеллер не лишний) гораздо проще. Потребитель быстрее понимает, за что платит деньги. Век «нанотехнологий» сказывается на размерах микросхем и их тепловыделении, что в свою очередь не согласовывается с их внешним видом - Recon3D представляет собой относительно миниатюрную микросхему. Можно конечно учесть, что Recon3D не такой мощный как X-Fi и у него маловат DSP, но и выпусти X-Fi сегодня, как он то же был бы по габаритам скромнее.

Четырехядерность в данном случае, это или кривой перевод, или такая подача информации от маркетологов для самых малограмотных покупателей.

Recon3D объединяет в себе АЦП, ЦАП, содержит несколько аппаратных эффектов, вроде системы шумоподавления и обработки голоса. Этот чип теперь можно использовать как во внутренних картах, так и во внешних звуковых картах или вообще в других устройствах. К примеру Creative CA0132 используется в материнской плате Gigabyte G1.Sniper M3.

За связь с шиной отвечает отдельный контроллер. Там же находится и кварц. Любопытно, что он матовый и темный, как и у нового продукта s. Несмотря на то, что кварц один, карта одинаково хорошо работает в режимах 44 и 48 кГц, синтезируя необходимые частоты. Специально для тех, кто застрял в прошлом веке и верит, что качественно могут работать только те карты, у которых есть 2 кварца с частотами кратных 44 и 48 кГц, стоит обратить внимание на то, что сегодня синтез частот достиг более высокого уровня. В случае с одним кварцем необходимая частота синтезируется без каких-либо SRC алгоритмов для звуковых потоков. Т.е. раньше делался пересчет контента в другую частоту, а ЦАП звуковой карты работал на частоте, кратной от частоты кварца. Сегодня же производится синтез самой частоты, и контент, подаваемый на ЦАП не меняется.

В продуктах X-Fi переход на один кварц прошел гладко, чего нельзя сказать о продуктах от ASUS, где синтез частот кратных 44.1 привел к более высокой шумовой полки. Если уровень шумовой полки получается разным для частот 44 и 48 кГц, то можно говорить о недостаточно хорошем синтезе, однако в случае Creative SoundBlaster Z шумовая полка одинакова для обоих режимов по результатам наших измерений.

Для фронтальных каналов используется CS4398. На текущий момент, это старший ЦАП у Cirrus Logic. Он используется в MU1212m, E-MU1616m, Creative X-Fi Elite Pro, Asus Xonar D1, Asus Xonar DX и AUZEN X-Fi Forte 7.1. К слову, он используется в .

Основными конкурентами для Creative SoundBlaster Z станут Asus Xonar D1 и Asus Xonar DX, из-за схожей идеологии использования качественного ЦАП для фронтальных каналов и более гуманной цены.

Через пару-тройку лет CS4398 скорее всего будет вытесняться новыми ЦАП с 32-битной архитектурой, вроде PCM1795 как в ASUS Xonar Esenses One или ES9018, как в Audiolab M-DAC/ .

Рядом с ЦАП расположен SPDIF ресивер CS8416.

Вероятность того, что потенциальные покупатели 100-200 долларовых карт смогут услышать кардинальные перемены при переходе на новые 32 битные ЦАП маловероятна, для таких устройств необходим продвинутый тракт. Но сама по себе тенденция в развитии продуктов на принципиально новый качественный уровень радует.

Так же развивается и рынок наушников, где есть возможность услышать разницу между качеством реализации старших ЦАП-ов на наушниках разумной ценовой категории. Если для тракта с АС стоимость в $1000-2000 относительно небольшая, то среди наушников это достаточно высокий уровень. В целом, успех ASUS с картами ST и STX во многом обязан именно упору на хорошую реализацию выхода для наушников. В Creative X-Fi Titanium HD же сделали упор на линейные входы и выходы.

Creative делает упор в первую очередь на геймеров и постоянно находится на шаг позади для рынка аудиофилов. Этим в свою очередь воспользовался ASUS и первым выпустил стерео карту с выходом на наушники, а так же Asus Xonar D1, Asus Xonar DX с качественным ЦАП только на фронт. Подобное ждали от Creative, но вместо этого всегда существовала лишь одна карта в линейке за не гуманную стоимость, а промежуточные модели содержали на борту те же ЦАП-ы, что и младшие решения. С появлением серии Z ситуация меняется, но решение уже не ново, и по этому огромного восторга не вызовет, особенно в свете кончины EAX технологий и проработанных решений от конкурентов.

Работа аппаратных эффектов SoundBlaster Z

В плане аппаратных эффектов есть два актуальных вопроса, насколько хорошо справляется карта со старыми функциями против X-Fi и что дают новые аппаратные эффекты?

Сравнение звука в старых играх будет в отдельном материале (тесты требуют времени и соответственно нет смысла задерживать основной обзор). Рассмотрим новые фишки карты.

Что нового из эффектов в Recon3D

  1. Система шумоподавления
  2. Система изменения голоса
  3. Система настройки ширины микрофонного луча
Новые игровые функции Recon3D в первую направлены на он-лайн игры, где игрок общается с другими геймерами по Skype или любой другой системе голосовой связи.

Очень забавно, что технологии системы шумоподавления и ширины микрофонного луча рассчитаны и для начинающих музыкантов, которые могут сделать запись с акустического инструмента и выложить видеоролик в Youtube или соц. сеть и предлагается это сделать исключительно со штатного микрофона.

Вначале возникла идея, что было бы полезно иметь возможность сделать запись с качественного АЦП и после этого сделать обработку записи с помощью аппаратных ресурсов карты или почему бы не позволить работать шумодаву при воспроизведении роликов с Youtube? Но к сожалению, выбора внутренних источников не предусмотрено.

Система шумоподавления сильно глушит низкие и высокие частоты, и лишь при наличии средних частот «распознает речь» и соответственно «пропускает». Если с системой шумоподавления просматривать видео, то речь будет выдираться отрывками. Возможно, если было бы больше гибких настроек, то использование шумодава для внутренних источников имело бы смысл, однако в текущей реализации наиболее адекватная работа возможна лишь с микрофоном, при записи музыкальных инструментов и голосовой связи. Будет интересно посмотреть на развитие гарнитур от Creative с системами активного шумоподавления, изначальные технологии выглядят очень интересно.

Система с настраиваемой шириной микрофонного луча работает эффективно в горизонтальной области и является наиболее интересной и эффектной фишкой. Фактически, вы можете включить колонки сбоку и звук будет эффективно вырезан!

Система обработки голоса не только меняет тональность, но и по-разному растягивает гласные звуки, что придает совершенно другой акцент. Геймерам обязательно понравится.
В плеере Foobar2000 при выборе WASAPI можно выбрать как 24, так и 16 бит. Поддержка ASIO обещается позже через обновление драйвера.

В комплекте не поставляется дополнительные программы в виде аудиоредактора, медиаплеера и проигрывателя DVD-Audio. Этому вряд ли кто-то огорчится, т.к. бесплатных аналогов полно, а DVD-Audio плеер не отображал графическую информацию.

Тем не менее, автоматическое обновление нашло WaveStudio, и не исключено, что со временем появятся и другие программы, входившие в комплектацию X-Fi.

Среди эффектов теперь нет возможности накладывать на звук различную среду и не осталось никаких упоминаний EAX. В то же время, в мануале есть подробное руководство по настройке Alсhemy.

В официальном видео ролике можно посмотреть общие моменты

Звучание Creative SoundBlaster Z

Оценка тракта ЦАП


В тракте использовался высококачественный усилитель Technics SE-A5, относящийся к Hi-End моделям, с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же низкочастотный динамик используется в ADAM S2.5A, а аналогичный высокочастотный динамик в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на «качество = цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Стоимость усилителя на поправку инфляции - $1500. Импеданс АС составляет 6 Ом.

Прослушивание проводилось в режиме слепого теста. Все источники были приведены к единому уровню с разбросом не более сотой доли децибела. За переключение источников отвечал отдельный коммутатор на галетном переключателе с индивидуальной подстройкой громкостей.

Когда тест проводится зрячим методом, и более того, с не отрегулированными уровнями, то большую погрешность в результат вносит как разное психоакустическое восприятие звука на разных громкостях, так и самовнушение (зачастую от вида ценника или предпочтений от марок).

Дополнительно для оценки уровня искажений использовались электростатические наушники KOSS ESP 950 с комплектным усилителем E/90 (стоимость комплекта - $1000).

В противовес SoundBlaster Z использовался профессиональный интерфейс E-MU 1616m и ASUS Essence One MUSES и . Звуковые карты E-MU серии «m» (mastering) являются своего рода первой ступенью Hi-End, где более высокое качество оборачивается существенным повышением цены за устройство. В то же время эти карты обладают относительно невысокой стоимостью и за счет этого получили широкую популярность (особенно карта E-MU 1212m). Сравнение с этими продуктами так же удобно, с одной стороны звучание карт «m» серии многим известно, а с другой стороны именно эти карты рассматриваются в противовес новым продуктам.

Качество звучания SoundBlaster Z лишь едва заметно уступает 1616m. Это выражено в чуть более упрощенной сцене на уровне нюансов. В большинстве случаев различить вслепую 1616m и SoundBlaster Z было очень затруднительно. Различия между SoundBlaster Z и One MUSES с ST выражены в большей степени, чем с 1616m. Это говорит о хорошей реализации потенциала ЦАП CS4398 и SoundBlaster Z можно смело рекомендовать на роль качественного источника.

Выход для наушников SoundBlaster Z

Выход для наушников обслуживается так же CS4398, но через другую обвязку ОУ. Это рождает вопрос о целесообразности использования данного выхода по прямому назначению или обзаводится отдельным усилителем для наушников и подключать его к фронтальному выходу.

Уровень качества фронтального выхода и выхода для наушников дополнительно оценивалось через электростатические наушники KOSS ESP 950, где к выходам SoundBlaster Z подключался комплектный усилитель для электростатических E/90.
Выход для наушников немного уступает по детальности фронтальному и звучит более крикливо и синтетически, но не настолько ужасно, что бы стать узким местом для бюджетных моделей наушников. Тем не менее, для наушников ценовой категории выше $100 стоит задуматься об использовании отдельного усилителя для наушников, подключенного к фронтальному выходу.

Тест технических параметров SoundBlaster Z

Технический тест ЦАП SoundBlaster Z

Отчет RMAA PRO
Creative SonudBlaster Z - RMAA PRO
частота дискретизации
44 кГц
48 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ
+0.01, -0.04 +0.01, -0.04
Уровень шума, дБ (А) -116.5 -116.4
Динамический диапазон, дБ (А) 116.5 116.4
Гармонические искажения, % 0.0008 0.0007
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0010 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ -114.8 -113.9



По паспортным данным, соотношение сигнал/шум составляет 116 дБ, наши измерения подтверждают это, по результатам теста в RMAA с помощью E-MU1616m показали 116.5 дБ, что даже чуточку выше декларируемых данных.



Спектр гармонических искажений теоретически не самый идеальный, но при этом гармоники высших порядков находятся ниже 130 дБ. При таких низких уровнях спектр искажений дает мало данных о субъективном качестве звучания.



Выход для наушников и фронтальный выход отличаются только графиком интермодуляционных искажений.



Выход с Recon3D (тыловой выход) обеспечивает уровень сигнал/шум около 103 дБ и демонстрирует больший уровень искажений, где основной вклад дают 2-я и 3-я гармоника. Остальное тонет в шумах.

Тест SPDIF выхода показал корректную передачу цифрового потока, каких-то нареканий к передачи данных не возникло. Аналоговый линейный вход показал посредственные характеристики и за ним стоит оставить лишь запись сигнала с микрофона.

Технический тест усилителя для наушников SoundBlaster Z

Общие результаты тестирования в RAA

Итоги

Качество звучания со стерео выхода находится на высоком уровне, а для качественного звука в наушниках не помешает отдельный усилитель.

Основными конкурентами для SoundBlaster Z станут Asus Xonar D1 и Asus Xonar DX, из-за схожей идеологии использования качественного ЦАП для фронтальных каналов и более гуманной цены. D1 и DX больше подойдут тем, кто хочет в минимальный бюджет получить качественный стерео источник, в то время как SoundBlaster Z в большей степени интересен игроманам он-лайн игр, за счет расширенных возможностей специального микрофона и так же высокого качества со стерео выхода. Если технология изменения голоса пригодится только в играх, то возможности системы шумоподавления и регулировки угла луча от микрофона пригодятся всем, кто использует Skype. Подобный микрофон с аппаратной обработкой пришелся кстати бы любому ноутбуку и производителям ноутбуков стоило бы присмотреться к такой технологии.

Со стороны Creative отличным шагом станет выпуск карты Z без комплектного микрофона за более скромную стоимость, иначе те, кому не нужна голосовая связь, обратят внимание на аналоги от ASUS. Либо через какое-то время стоимость карт снизится и микрофон с сопутствующими технологиями будет рассматриваться как приятный бонус (что тоже очень вероятно).

Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.

TPA6120A2 АЦП CA0132 CS5361 PCM4220 CS5381 Число каналов воспроизведения 5.1 7.1 5.1 7.1 Размеры, мм 125 x 125 170 x 70 170 x 125 170 x 125

реклама

Сразу бросается в глаза поддержка всеми картами SoundBlaster лишь 5.1 против 7.1 у моделей ASUS. Но зато элементная база у продуктов Creative (особенно ZxR) в целом лучше, да и единственный паспортный параметр – соотношение «сигнал/шум» выглядит крайне внушительно.

Для всех карт заявлен широчайший диапазон воспроизводимых частот и, разумеется, каждая поддерживает режим 192 кГц / 24 бита.

Методика тестирования

Стереосигнал выводился в режиме 16 бит, 44 кГц, 24 бита, 48 кГц и 24 бита, 192 кГц. В качестве устройства записи использовался профессиональный звуковой интерфейс E-MU 0404 USB.

Субъективное прослушивание

В ходе прослушивания к звуковым картам подключались профессиональные активные мониторы Dynaudio BM15A, а также наушники Sennheiser HD650 и Denon D2000. Последние в случае, если карта оснащена специализированным выходом для наушников (например, усиленным), подключались к нему.

Кроме прямых соперников, при субъективном прослушивании я сравнивал все платы с полупрофессиональной внешней картой E-MU 0404 USB. Как и все новые SoundBlaster, она оснащена усилителями для наушников. А значит, полноценное сравнение возможно и здесь. Ваш покорный слуга не мнит себя большим знатоком или завзятым аудиофилом, но кое-какие впечатления постарался сформулировать. Разумеется, лишь в дополнение к результатам объективных измерений.

SoundBlaster Blaster Z

Карты будем рассматривать по порядку – от младшей к старшей.

SoundBlaster Z поставляется в средних размеров картонной коробке. Последняя эффектно оформлена: золотые вставки на черно-красном фоне. На лицевой стороне через прозрачное окошко можно лицезреть саму плату.

Остальные грани коробки испещрены всевозможной информацией о продукте, причем большинство данных приводится сразу на нескольких языках. Есть среди них и русский.

А вот реальных технических характеристик производитель указывает немного. Да и ручки для переноски тут однозначно не хватает.

реклама

Внутри плата зафиксирована в мягкой пластиковой выштамповке.

В комплекте, кроме ожидаемой документации и диска с ПО – лишь микрофон Creative Crystal Voice.

Он неплохо оформлен, такой аксессуар приятно видеть в поставке звуковой карты. Лишь бы ее цену не увеличивал слишком заметно.

реклама


Сама аудиоплата, носящая индекс SB1500, хоть и выполнена в стандартном, а не низкопрофильном форм-факторе, довольно компактна – менее 13 см в длину.

реклама

Зато на ней удалось реализовать полный набор необходимых разъемов:
  • Два отдельных 3.5 мм mini Jack для микрофона и наушников;
  • Еще три – для акустики формата 5.1;
  • А также два цифровых порта.

Бо́льшая часть платы прикрыта металлическим кожухом, окрашенным в ярко-красный цвет. Увы, весьма сомнительно, что он как-то защитит чувствительные компоненты от наводок – с такой-то здоровой круглой дырой в центре. Да и для отвода тепла кожух ни с какими компонентами напрямую не контактирует (впрочем, последнее тут и не нужно – плата не требует внешнего питания и греется в работе крайне умеренно).

По всей видимости, кожух тут больше «для красоты». Для того же – и прозрачное окошко, через которое видно часть электронных компонентов и главную микросхему, прикрытую декоративной накладкой.

реклама

Под ней скрывается звуковой процессор Creative Sound Core3D (CA0132). Мы его еще не раз встретим в дальнейшем. Здесь он не только отвечает за все расчеты, но и выполняет функции АЦП и ЦАП-а для всех каналов, кроме передних.

Плата не слишком перенасыщена элементами: монтаж не такой плотный, как в топовых решениях. Но все же по последней моде среди звуковых карт для фронтальных каналов используется отдельный цифро-аналоговый преобразователь. В данном случае это старшая модель Cirrus Logic – CS4398. Таким же ЦАП-ом оснащены, например, ASUS Xonar D1 и многие продукты E-MU – очень достойно. В обвязке используются операционные усилители NJM2114 и 4556A . Их замена не предусмотрена: при желании это сделать, ОУ придется выпаивать.

Впрочем, для данного класса устройства их возможностей более чем достаточно.

реклама

Еще одна микросхема Creative – CA0113 – отвечает за работу с контроллером PCI-Express.

Сверху и снизу напротив процессора производитель установил светодиоды.

При работе они обеспечивают красную подсветку платы, а заодно и всех внутренностей системного блока.

реклама

Отключить их без потери гарантии не получится.

Вот, собственно, и все, что можно сказать про плату. Пора переходить к тестированию. Первым делом – результаты измерений.

Сравнивать будем с основным конкурентом Creative SoundBlaster Z на рынке – ASUS Xonar DX:

16 бит, 44 кГц:

реклама

Параметр Creative SoundBlaster Z ASUS Xonar DX
+0.09, –0.09 +0.01, –0.03
Уровень шума, дБ (А) –94.1 –96.3
94.0 96.2
Гармонические искажения, % 0.0026 0.0009
–87.1 –89.7
0.0049 0.0043
–93.9 –95.1
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.0041 0.0046

24 бита, 48 кГц:

Параметр Creative SoundBlaster Z ASUS Xonar DX
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ +0.06, –0.10
Уровень шума, дБ (А) –103.5 –113.4
Динамический диапазон, дБ (А) 103.7
Гармонические искажения, % 0.0028 0.0007
Гармонические искажения + шум, дБ(A) –88.2 –100.1
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0039 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ –96.6 –97.6
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.010 0.0009

24 бита, 192 кГц:

Параметр Creative SoundBlaster Z ASUS Xonar DX
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ +0.01, –0.09 +0.00, –0.04
Уровень шума, дБ (А) –104.4 –113.2
Динамический диапазон, дБ (А) 104.5 113.0
Гармонические искажения, % 0.0028 0.0007
Гармонические искажения + шум, дБ(A) –88.0 –99.6
Интермодуляционные искажения + шум, % 0.0048 0.0010
Взаимопроникновение каналов, дБ –99.3 –96.8
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.010 0.0010

Учитывая заявленные характеристики, можно было ожидать лучших результатов.

Если при измерении ASUS Xonar D1 я просто «уперся» в возможности записывающего тракта моей немолодой уже E-MU 0404 USB, то тут до соотношения «сигнал/шум» в 113 дБ не удалось дотянуться и близко. Впрочем, общая оценка RMAA «отлично» в 24-битных режимах 48 и 192 кГц говорит сама за себя. Creative SoundBlaster Z обеспечивает прекрасное качество звука, которого будет достаточно для абсолютного большинства даже весьма требовательных пользователей.

Это подтверждает и субъективное прослушивание. На студийных мониторах ценой в несколько тысяч долларов и в помещении с начальной аудиоподготовкой «услышать» разницу между Creative SoundBlaster Z и лучшими представительницами племени звуковых карт вроде E-MU 0404 USB, ASUS Xonar DX или топовой «развлекательной» платой той же линейки (ROG Phoebus) очень непросто. На самых сложных и насыщенных композициях возникает ощущение, что Creative SoundBlaster Z играет чуточку грязновато, и звуку не хватает детальности. Но желания сравнивать его с той же M-Audio Revolution 5.1 не возникает ни малейшего – и так понятно, что новинка играет лучше.

С выходом для наушников все не так просто. Видимо, использование того же ЦАП, пусть и через другую обвязку, сказалось. Качество воспроизведения в наушниках уступает фронтальному выходу. Конечно, при использовании с бюджетными и среднего уровня моделями разница не будет так заметна, но к звуковым картам за $100 наверняка присматриваются и многие обладатели дорогих качественных наушников. И они могут быть разочарованы ухудшением детальности и повышенным уровнем искажений здешнего специализированного выхода. А ведь могло быть очевидное преимущество над ASUS Xonar DX, которая наличием усилителя для наушников в принципе похвастать не может.

Сейчас же, увы, приходится констатировать пусть и небольшой, но проигрыш SoundBlaster Z своему основному конкуренту по главному параметру – качеству звука. И это при чуть более высокой стоимости. На момент написания обзора в московской рознице ASUS Xonar DX можно было купить менее чем за 2500 рублей, в то время как цены на новый продукт Creative только начинались от 3000 рублей. В дополнение к этому карта ASUS – низкопрофильная, и бывает не только с разъемом PCI-Express, но и со стареньким PCI. И большой вопрос – много ли народу в такой ситуации прельстится на больший функционал, длинный список поддерживаемых технологий, яркий дизайн, микрофон в комплекте и более удобный драйвер?

Что касается программного обеспечения, то о нем поговорим в соответствующем разделе. А тем же, кому важен комплект поставки, нужно обязательно посмотреть на следующую модель – SoundBlaster Zx.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!