Социальная мобильность: суть, типы, каналы. Виды и каналы социальной мобильности Три канала социальной мобильности и проиллюстрируйте

Ни для кого из нас не секрет, что в любом обществе существует так называемая социальная лестница. Это определенная иерархия с расположением на ней отдельных слоев населения. Какая-то социальная группа находится на этой лестнице выше, какая-то - ниже. Одни люди в течение всей жизни не покидают границ своего социального слоя. Они стоят на одной и той же ступеньке лестницы. Другие же поднимаются или спускаются по ней. Однако движение это очень медленное.

Понятие социального лифта

В любом обществе наличествуют определенные предпосылки, позволяющие осуществлять быстрое перемещение из одного слоя населения в другой. В идеале это движение направлено вверх. Хотя бывают случаи внезапного перемещения на более низкую ступень. Это и есть социальный лифт. Определение данному понятию было дано Питиримом Сорокиным. Этот русско-американский социолог еще в начале двадцатого века провел анализ движения различных по своему статусу социальных групп. При этом Сорокиным было просчитано, в каких случаях данные перемещения позволят человеку расти в этой жизни. Теория получилась весьма убедительной, так как была списана с натуры - индивида, являющегося выходцем из семьи пьяницы-ремесленника, проживавшей в маленькой деревеньке на российском севере.

Сорокин утверждал, что человеку, для того чтобы расти, необходимо искать свой канал лифт). Это позволит довольно быстро изменить имеющийся статус.

Каналы мобильности

По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы:

Церковь;

Образование (школу);

Бизнес (собственность).

В современном мире к каналам мобильности добавилась госслужба, спорт, политика, а также искусство. Каждый человек, желающий изменить свой статус, должен найти свой социальный лифт. Это позволит запустить весь механизм восхождения и начать движение. Разумеется, воспользоваться можно не лифтом, а лестницей. Однако это займет слишком много времени и станет процессом весьма утомительным.

Виды мобильности

Изменение группой или индивидом своего класса или места в обществе может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Первый вид мобильности представляет собой переход из одного в другой. Это социальные лифты, примеры которых - смена гражданства, переход в иную религиозную общину.

Под вертикальной мобильностью понимается движение человека (вверх или вниз) по служебной лестнице. Это также входит в понятие "социальные лифты". Примеры такого движения:

Повышение в должности (восходящая мобильность);

Разжалование (нисходящая мобильность).

На вертикальные и горизонтальные каналы изменения статуса оказывают влияние различные факторы. Среди них плотность населения и уровень смертности, рождаемость, возраст и пол. Лифты чаще всего используют молодые люди. Стремятся изменить свой статус и многие мужчины. В маломобильные группы населения входят в основном пожилые люди и женщины.

Переход из одного слоя общества в другой может быть осуществлен либо группой, либо в одиночку. Это также различные социальные лифты. Виды мобильности в данном случае подразделяются на индивидуальные и групповые.

Коллективные социальные лифты существуют в случае имеющихся кастовых, расовых, сословных или иных привилегий. В данном случае население низших групп способно устроить бунт с целью отмены существующих для нее ограничений. Это позволит коллективно подняться на более высокую ступеньку социальной лестницы. Примеры социальной мобильности данного вида можно встретить на протяжении всей истории человечества. Это и полученное превосходство варны священников над варной воинов в древней Индии, а также подъем большевиков после Октябрьской революции до статуса бывшей царской аристократии.

Современные социальные лифты включают в себя понятие вертикальной мобильности. Однако их определение дается отнюдь не в служебном контексте. Изменение статуса индивида или группы понимается как смена позиции в социальной иерархии.

Основные каналы мобильности

Перемещение людей из одного слоя общества в другой присутствует в любой стране. Иногда для этого используется социальный лифт. Это позволяет сократить промежуток перемещения от одной ступеньки лестницы к другой.

Какие же существуют каналы для такой мобильности? Так называемая социальная циркуляция становится возможной при участии различных институтов. В их перечне находятся каналы, представляющие особый интерес. Это армия и церковь, школа, а также экономические, профессиональные и Данные социальные лифты характерны для любого общества.

Армия

Особое значение данный институт имеет в военное время. Это периоды, когда происходят гражданские и межгосударственные вооруженные столкновения. От успеха в войне напрямую зависит судьба всего общества. И не суть важно, каким социальным статусом обладают солдаты. Их мужество и стратегический талант особенно ценятся именно в такие периоды. Продвижение в командный состав низших чинов во время войны происходит, как правило, при наличии полководческого таланта. Власть, данная таким людям, и далее используется в целях дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, она позволяет мародерствовать и грабить, мстить, унижать своих врагов, а также получать громкие титулы, купаться в роскоши и быть в центре помпезных церемоний. Армия в таком случае представляет собой социальный лифт. Это позволяет простолюдинам становиться генералами, получать статус принцев, монархов, диктаторов и властелинов мира. И в это же время многие, являющиеся по статусу рождения аристократами, королями и правителями, свои титулы и общественное положение теряют.

Подобные примеры социальной мобильности многочисленны. Ими буквально изобилует история. Так, правителями и лидерами становились вожди воинствующих племен. К тому же из девяноста двух тридцать шесть достигли такого высокого статуса только благодаря своей службе в армии.

Примеры социальной мобильности наблюдались и при современных войнах. Многие лидеры гражданских и международных вооруженных столкновений стремительно поднимались по карьерной лестнице. Но в то же время огромное количество военных командиров, которые потерпели поражение, понижались в должности, исключались, становились рабами, другими словами, резко падали, совершали нисходящее движение по армейскому социальному лифту.

Что касается мирных лет, то роль этого канала вертикальной мобильности в разы меньше. Однако наличествует, естественно, и в данный период.

Церковь

Во все времена этот канал общественной мобильности был вторым по своей значимости. Однако свою максимальную роль церковь играет только в те периоды, когда ее достигает расцвета. И это подтверждается историей христианства. В те периоды, когда наблюдался наиболее интенсивный рост значимости церкви, она представляла собой наиболее легкий путь для изменения социального статуса. По этому каналу мобильности поднимались и рабы, и крепостные. Причем восхождение осуществлялось порой до самых влиятельных позиций.

Данный социальный лифт нередко становился средством для нисходящего движения. Примером тому могут служить еретики, язычники, преступники и враги церкви. Все они были уничтожены, разорены или отданы под суд. Известно, что в перечне таких разжалованных людей были короли и герцоги, князи и лорды, то есть представители аристократии.

Социальные лифты в современном обществе также включают церковь. Однако ее значимость и роль средства мобильности неизменно сокращается. То движение, которое происходит внутри церковной лестницы, былого значения уже не имеет.

Религиозные организации

Роль социального лифта в обществе играет не только церковь. Ее можно отнести и к функциям прочих В их перечень входят конфессии иудаизма и даосизма, секты и т. д. В периоды увеличения своего влияния они позволяли своим членам расти не только внутри института, но и в обществе в целом. Это давало возможность тем людям, которые имели простое происхождение, подниматься до самых высоких социальных ступенек. Наглядным подтверждением этому является жизнь Мухаммеда, а также первых его последователей.

Школа

Система социальных лифтов во все времена включала в себя институты воспитания и образования. В тех странах, где школа доступна для всех слоев населения, она является отличным каналом мобильности для движения вверх. Если такое образование получает не каждый, то его можно сопоставить с лифтом, перемещающимся лишь по верхним этажам общественного здания.

Примеры социальной мобильности, когда движение происходит по всей вертикали, особенно наглядны в современных европейских странах. В этих государствах никто не сможет занять какое-либо заметное положение, не окончив университет или колледж. Выпускник, обладающий отличным дипломом, способен легко перемещаться по социальной лестнице и занимать ответственные посты независимо от своего происхождения.

Маломобильные группы населения - это те, которые не имеют диплома о получении соответствующих знаний. Для таких людей закрыт ряд профессий. Кроме того, их труд, по сравнению с работой квалифицированных специалистов, оплачивается ниже.

Образовательные социальные лифты в современном обществе обеспечивают достаточную легкость в продвижении. Этот факт понимается многими. Недаром количество желающих поступить в университеты и колледжи неуклонно растет.

Примеры социальной мобильности, которая становится возможной при получении определенных знаний, многочисленны. Однако самым ярким из них является кастовое общество древней Индии. Именно в период его существования знания и ученость оценивались особенно высоко. Их даже возводили в ранг второго рождения, более значимого, чем рождение физическое.

Политические организации

Все организации - от политических партий до правительства - являются одним из каналов мобильности индивида. Для продвижения по социальной лестнице во многих странах достаточно поступить на государственную службу. С течением времени здесь обязательно наблюдается автоматическое перемещение по карьерной лестнице. Кроме того, клерки или чиновники, чья работа ценится особенно высоко, имеют шанс более быстрого подъема при помощи данного социального лифта.

Этот факт подтверждается историей. Многие люди, рожденные в семьях ремесленников, крестьянства или прислуги, сумели подняться и занять самые заметные общественные посты. Такую картину можно наблюдать и сегодня. Карьерный путь многих государственных деятелей начинался с чиновника низшего звена.

Профессиональные организации

Это также один из каналов вертикальной мобильности. К профессиональным организациям могут быть отнесены литературные и научные, а также творческие институты. Вход в них свободен для всех, имеющих определенные способности. При этом социальный статус никакой роли не играет. Данный канал мобильности стал средством для подъема многих врачей и ученых, юристов и художников, актеров, певцов и т. д.

Специфическим видом профессиональных институтов и важным видом социального лифта является печать. В сегодняшнем мире мы видим все увеличивающуюся роль прессы. Печатное слово способствует обеспечению великолепной карьеры незаурядной личности.

Организации, создающие материальные ценности

Вне зависимости от конкретных форм обогащения, эти институты в любом обществе являются социальными лифтами для подъема индивида по вертикали. Лидерами еще в первобытных племенах становились более богатые люди. И такую картину можно наблюдать на протяжении всей истории человечества. Аналогия между знатностью и богатством нарушается лишь в исключительные периоды, например, во время революций. Однако такое положение вещей в скором времени заканчивается. Обедневшая знать непременно присвоит ценности. Пути для этого могут быть разные, вплоть до мошенничества и насилия. А люди, ставшие богатыми, купят или добьются привилегий.

Ярким примером тому явилось восхождение буржуазного класса. В период его появления высокого положения стали добиваться те, кто имел деньги. Знатные сословия поднимались из низших слоев общества подобно тому, как храбрецы некогда становились рыцарями.

Семья

Одним из распространенных каналов мобильности индивида является брак с представителем более высокого социального статуса. Последствия этого могут быть двоякими. Иногда брак приводит к подъему человека, а иногда - к его деградации. В былые времена брак, заключенный с представителем низшего слоя общества, приводил к социальному падению того, кто занимал более высокое положение. Так, в Риме было узаконено то, что вышедшая замуж за раба свободная женщина сама становилась рабыней.

Заключение

Кроме всех вышеперечисленных каналов существует множество других. Во все времена социальные лифты перевозили потоки людей вверх и вниз по вертикали общества. Но тот, кто даже и не пытался войти в один из этих подъемников, навсегда оставался в низших слоях.

Социальные лифты существуют в любом обществе. Они имеют разную форму и масштабы, но нужны человечеству в такой же степени, как кровеносные сосуды живому организму.

Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

Мобильность является самостоятельным показателем прогресса общества. Существует два основных типа социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.

Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции».

Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П. А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное.

Самое полное для своего времени описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет каналами вертикальной циркуляции. Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные отверстия, лифты, мембраны, но которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (рис. 13.6).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Рис. 13.6.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII – сын плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего, церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе социальный лифт движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР – самый яркий пример того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. Социальный лифт короткий – он движется только по верхним этажам социального здания.

Социологический практикум

Каким образом школа или университет могут выполнять функцию социального лифта? Приведите несколько примеров из окружающей жизни.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образовательный тест играл роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% – банкира и биржевика, в 12% – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, по титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми – рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Социологический практикум

А в вашей семье как родители заботятся о наилучшем воспитании детей? Расскажите об этом.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профессиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

Кроме перечисленных, каналами вертикальной циркуляции выступают политические партии и профессиональные группы.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность . Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот П.А.Сорокиным.

Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная , и два основных типа - вертикальная и горизонтальная . Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

Вертикальная мобильность - это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск, скольжение вниз - нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей, а разжалование - нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность - переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенное изменение социального положения.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию .

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность . Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А.Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.



Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других .

Каналы социальной мобильности . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникают проблемы вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. все должно соответствовать новому, более высокому статусу.



2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть.

4.Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя.

Такие социальные институты как армия, церковь, школа, семья, собственность используются в качестве каналов вертикальной мобильности.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!