Мобильная связь в ссср. Мобильная система "алтай"

Советские люди всегда гордились своей страной. Такое понятие, как патриотизм было не пустым словом для них. Но после развала СССР практически любой житель страны был уверен, что мобильная связь и связанные с ней технологии пришли из-за границы: Японии, Европы, США и даже из Китая. Мало кто знал, что именно Россия является первооткрывателем в области мобильной и сотовой связи. В СССР была создана и работала первая в мире автоматическая мобильная связь. И если бы не полная оторванность от нужд народа руководства Советского Союза, то еще бы в советское время граждане страны имели бы мобильные телефоны отечественного производства.

Ранняя мобильная связь развивалась в США и Европе медленно, преодолевая большие технические и финансовые сложности. Первые аппараты мобильной связи, опробованные в конце 40-х годов, были настолько громоздкими, что еле помещались в багажнике автомобиля. Для того, чтобы позвонить посредством такого устройства, требовался свободный радиоканал и оператор, обслуживающий эту сеть.

Компактные радиостанции появились в СССР также в 40-е годы, а за время войны, советские конструкторы значительно улучшили имеющиеся модели, что позволяло без труда размещать оборудование "радиотелефона" в багажниках служебных автомашин правительственных чиновников. Связь обеспечивалась за счет выделенной радиочастоты и работой диспетчерских пультов. Вести разговор по такому телефону было достаточно сложно: разговор мог вести один из абонентов, другой только слушал. В связи с этим, разговор всегда длился долго и вызывал массу сложностей.

Но, советские конструкторы сумели сделать такой телефон, который был практически аналогом начальственного аппарата на рабочем столе. Подобных конструкций за рубежом еще не было.


Самый первый мобильный телефон был создан в НИИ Связи города Воронежа в 1958 году. Работе было присвоено кодовое название "Алтай". Воронежские конструкторы создали абонентские (телефоны) и базовые станции (оборудование, обеспечивающее устойчивую связь между абонентами). Антенные системы для мобильной связи разрабатывались в московском НИИ, над другими составляющими системы трудились ленинградские, белорусские и молдавские специалисты. В результате был создан уникальный инновационный продукт - автоматическая мобильная связь "Алтай". Это была полноценная телефонная связь, работающая как обычный телефон. Новшеством было то, что система сама находила свободный радиоканал, устанавливала связь, передавала набираемый телефонный номер и гарантированно связывала абонентов. Даже внешний дизайн телефона в автомобиле был изменен - вместо наборного диска были кнопки. Чиновная аристократия была в восторге от автомобильных телефонов.

Но все-же "Алтай" не был полноценной сотовой системой: одна базовая станция была в состоянии обслуживать один город с пригородами и имела только 16 радиоканалов. Антенна, установленная на самой высокой точке местности, могла обеспечивать связь только на десятки километров вокруг.

Американский опытный образец подобного мобильного телефона был запущен через год после ввода в эксплуатацию советской мобильной системы. А его коммерческая эксплуатация началась в 1969 году.

В России система "Алтай" к 1970 году функционировала в тридцати городах! Советские партийные и хозяйственные руководители использовали в своей работе телефоны, размещенные прямо в служебных автомобилях. Обоснованно можно считать, что в это время СССР был лидером в разработке мобильной связи. Но советские конструкторы не "почивали на лаврах" - они продолжали усовершенствовать систему "Алтай". Выделялись новые радиоканалы в большем диапазоне, что позволяло обслуживать большое количество абонентов. За счет применения микросхем, абонентские станции становились меньше в размере - их можно было переносить в небольшом чемодане. Московская базовая станция системы "Алтай", размещенная в помещениях останкинской телебашни, показала себя с лучшей стороны при обслуживании Олимпиады-80.


Но в процессе эксплуатации выявились и недостатки системы. Например, качество связи очень зависело от места размещения автомобиля с аппаратом мобильной связи. Поэтому конструкторы разработали схему размещения базовых станций с учетом перекрытия соседних территорий. И хотя советские инженеры были готовы выполнить разработанный проект, но приказа о выполнении от руководства страны не поступило.

Система "Алтай" хорошо соответствовала существующей начальственной иерархии: руководитель имел возможность одновременно говорить с несколькими подчиненными (сейчас этот способ называют конференцсвязью). У каждого начальника были свои права и возможности работы, как абонента мобильной сети. Одни могли позвонить в любую точку мира, другие только на телефоны конкретного города, определенной организации или конкретному абоненту. Но большинству граждан страны не доступно было пользоваться мобильной связью. Руководство страны не спешило делиться с народом таким предметом роскоши, как мобильный телефон.

Конструкторы и инженеры были готовы к работе над оборудованием системы связи нового поколения. Они даже дали название этой системе "Волемот" (сокращенное название городов, где были коллективы разработчиков - Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Новая система предусматривала размещение большого количества базовых станций. Переключение с одной станции на другую проходило во время движения мгновенно и незаметно для абонента. Эта функция позволяла считать "Волемот" уже полновесной системой сотовой связи.

Но руководство страны посчитало, что доступ народа к сотовой связи создает угрозу "государственной безопасности" (хотя без шифрования сигнала его можно было легко прослушать). Финансирование проекта было приостановлено на неопределенный срок. На Западе в это время сотовая связь получила популярность. К 1980 году лидерство СССР в разработке нового поколения мобильной связи было безвозвратно утеряно.


В 1991-1992 годах в Ленинграде и Москве появились первые операторы сотовой связи стандарта NMT-450. Цены на эту услугу были очень высокими, а зона покрытия ограниченной. И хотя многим гражданам было не по карману оплатить мобильную связь, доступ к этому виду связи был открыт для всех.

Нашлось место и для систем "Алтай" и "Волемот". Их использовали, когда нужна была надежная и недорогая мобильная связь с большой зоной покрытия. Эти системы допускали возможность подключения специального устройства, которое шифровало разговор и его, практически, нельзя было прослушать. До сих пор сети "Алтай" и "Волемот" используются во многих городах и населенных пунктах России. Обычно их называют "транковые". Они достойно несут службу в различных профессиональных направлениях: от такси до экстренной медицинской помощи.

К концу 90-х годов обычные мобильники (стандарта GSM) стали более надежными, а главное миниатюрными. И это оказалось решающим фактором, приведшим к отказу пользователей от "Волемотов" и "Алтаев" в пользу маленьких трубок. Несмотря на это, в некоторых отдаленных районах России можно подключиться к сети "Алтай" или "Волемот", которые работают достаточно стабильно.

Использованы материалы:
http://maxpark.com/community/4057/content/1809324
http://www.izmerov.narod.ru/okno/index.html
http://www.livejournal.ru/themes/id/13773

Все мы привыкли к тому, что мобильные технологии и устройства приходят из-за рубежа. И стандарты связи (например, GSM), и сами телефоны, и все оборудование операторов — носят на себе клеймо «Made in не-у-нас». США, Европа, Япония и даже Китай снабжают нас связью. И как-то забылось уже, что раньше мы сами были лидерами в этой области. В свое время именно в нашей стране была запущена первая в мире сеть автоматической мобильной связи. И если бы не отношение советского руководства, возможно, мы бы и теперь говорили не по «нокиям», а по «волемотам»...

Рации в автомобилях

В одном из предыдущих номеров мы рассказывали о том, как медленно и сложно развивалась ранняя мобильная связь в США и Европе. Первые «мобильные телефоны» появились в конце 1940-х годов, однако они едва помещались в багажник автомобиля, и чтобы позвонить по ним, приходилось сначала найти свободный радиоканал и поговорить с «барышней».

Такие автомобильные рации появились и в СССР. За время войны производство компактных радиостанций весьма серьезно шагнуло вперед, и поставить простой «радиотелефон» в багажник начальственной «Волги» оказалось вполне реально. Рации работали на общих фиксированных частотах, обеспечивая связь руководителей между собой и с центральными диспетчерскими пультами.

Вот только пользоваться такими устройствами было не слишком просто. То, что было естественным для командира на войне, не могло устроить председателя обкома или директора завода.

Так, чтобы говорить, нужно было нажать на специальную кнопку передачи (обычно она находилась прямо на микрофоне — так называемая тангента ); при этом говорящий уже не слышал другую сторону. А ведь советские начальники не привыкли выдавать по-армейски четкие депеши и затем произносить «прием», давая слово другой стороне. Они нередко перебивали друг друга, говорили одновременно... В общем, разговор по рации мог оказаться длительным и не очень-то эффективным. К тому же связь с проводными телефонами (обычными или «специальными», начальственными) можно было установить только через диспетчера, и то далеко не везде.

Чтобы полноценно руководить «народным хозяйством» из автомобиля, требовался настоящий телефон, похожий на тот, что стоял на начальственном столе. И надо отдать должное советским ученым и инженерам — такой телефон появился. Более того — на момент его появления в других странах аналогов не было.

«Алтай» из Воронежа: первый в мире

Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон.

Работа над системой, названной «Алтай», началась в 1958 году. Именно во ВНИИС были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему не просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н.полнодуплексный режим ). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире привычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это теперь мы привыкли «нащелкивать» номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Партийные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» высших кругов номенклатурной «аристократии». За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.

«Алтай», конечно, не был сотовой системой. Один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

Использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен уже примерно в 30 городах!

В Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна — как это ни странно слышать теперь, — уверенно лидировала в области мобильной связи.

Олимпийский триумф

Система «Алтай» в 1970-е годы активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем «дециметровое» телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того — именно к Олимпиаде базовая станция «Алтая» переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

«Связь народу не нужна!»

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения «Алтая». Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, «накрывающих» соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, такой готовности не было у руководства СССР.

Система «Алтай» была хорошо приспособлена к иерархии советских начальников. Например, руководитель мог поговорить с несколькими подчиненными одновременно, чтобы раздать им указания (тогда это называлось «циркулярный звонок»; сейчас подобная возможность известна как «конференц-связь»). Разговор начальников высшего ранга мог «сбросить с линии» низших, если не хватало каналов. И, разумеется, у разных абонентов были разные права и возможности. Кто-то мог звонить в любую точку СССР (а то и мира), кто-то — только на телефоны своего города или организации. Некоторым позволялось только связываться с другими телефонами того же «Алтая». Словом, была создана идеальная система, полностью подстроенная под иерархическую номенклатурную лестницу.

Но больше всего в стране было тех, кому вообще было не положено пользоваться мобильной связью. И, по мнению руководства, незачем было давать это право всем. Понятно, что телефон в автомобиле необходим секретарю обкома или директору завода, а остальным-то зачем? Капиталистическая роскошь не нужна советскому народу!

Задержанный «Волемот»

Специалисты ВНИИС и других предприятий в начале 1980-х годов были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.
Эта функция, известная ныне как «хэндовер» и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала «Волемот» практически сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат «Волемот», зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости «накрывать» связью десятки квадратных километров.

«Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, «верным другом» колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) «Волемот» уступал AMPS и NMT; дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь, на самом деле, вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с «Волемота» могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы «государственной безопасности» не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать.

Однако несколько лет для проекта «Волемот» не удавалось получить необходимое финансирование. Массовая связь считалась ненужной и даже вредной, а для начальства хватало и «Алтая». Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.

«Волемот» все же был завершен к концу 1980-х, но СССР к тому времени полным ходом шел к своей кончине. О возможности «догнать» Европу и США речь уже не шла.

Связь для профессионалов

В 1991 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и в 1992 году в Москве появились первые сотовые операторы стандарта NMT-450. Цены на телефоны и звонки были запредельными, а покрытие территории — не слишком-то большим. Зато подключение к сотовой связи, в отличие от прежнего «Алтая», было доступно частным лицам и коммерческим структурам.

Дачникам и колхозникам такая связь была, разумеется, по-прежнему недоступна. Она осталась тем, чем был и «Алтай» — привилегией «хозяев жизни». Сменился только вид «хозяев» — теперь это были «новые русские» (зачастую выходцы из той же самой номенклатуры, отставные комсомольские вожаки). Теперь «сотовик» занял место рядом с малиновым пиджаком и шестисотым мерседесом.

Сети «Алтай», впрочем, тоже открылись для коммерческого подключения. И у них нашлись преимущества дляпрофессионального использования — когда требовались не «понты», а надежная и неприхотливая связь. Играли свою роль и более умеренные цены, и огромная (по сравнению с тогдашними сотовыми) зона покрытия. К тому же к «Алтаю» и «Волемоту» можно было подключить специальные устройства шифрования, и тогда разговор нельзя было прослушать даже на коммутаторе оператора связи. Заметим, что подслушать NMT и AMPS прямо из эфира очень легко; в стандарте GSM связь шифруется в эфире, но на коммутаторе прослушивание возможно.

Использовался и стандарт «Волемот». Например, в Самарской области сеть «Волемот», с базовыми станциями в райцентрах, появилась (в качестве развития «Алтая») в 1994 году; группа, которая ее эксплуатировала, позже стала известна как СМАРТС. А в конце 1990-х многие существующие сети «Алтай» были модернизированы и переведены либо на «Волемот», либо (как, например, в Москве) на импортное оборудование.

Не дождетесь!

Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»).

Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным.

Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты».

В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок.

История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки.

Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно.

Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках.

Среди транкинговых операторов обсуждается вопрос перехода на цифровой транкинг международного стандарта TETRA. Но у проверенных временем разработок отечественных инженеров остаются немалые преимущества — например, цифровая связь менее «дальнобойна», — поэтому они все еще трудятся на благо абонентов, хотя и немногочисленных (по сравнению с сотовыми сетями).

А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но... история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии.

Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?

Благодарим Владимира Михайловича Кузьмина, одного из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М», Главного Конструктора ВНИИС, лауреата Государственной Премии, за предоставленную информацию, послужившую основой статьи.

Примерно тоже самое можно сказать и о компьютерах и даже об интернет, как централизованной сети обработки и передачи больших массивов данных телеметрии. СССР был если и не во главе мирового технологического и научного и технологического уклада по всем позициям, то уверено занимал законное место в тройке мировых лидеров НТР того времени:США, Германии, Японии. Номенклатура тормозила развитие как могла, опасаясь за своё правовое положение и, собственно, и преуспела на этой ниве. Отечественные разработки, учёные и инженеры трудятся на западные компании, а детки номенклатуры торгуют ресурсами и занимают топы Форбс, спонсируя монархические игрища перевербованных агентов.

Случайно, к техническо-личному ОПРОСУ по поводу покупки нового смартфона (тут: ) наткнулся на старую (2009 г.) запись камрада в отношении вопроса о мобильной связи в СССР/России. Естественно, что сразу вспомнился "Алтай" (стоял в машине у нескольких знакомых в 80-е-нач.90-х годов), но история вопроса обширнее:

Оригинал взят у grey_croco в Была ли в СССР мобильная связь?

Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G. Откуда в Проклятом Совке (с) могла взяться мобильная связь?

Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?

Мобильная связь - это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется.

Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).

Другими словами, сотовая связь (хотя этот термин, наверное, тоже знаком отнюдь не всем пользователям этого самого вида связи) это всего лишь разновидность более широкого понятия - мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.

В мире первые системы мобильной связи появились еще после Первой мировой. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были поэтому этот период можно пропустить.

Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после Второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то-есть по образу военных радиостанций - нажал тангенту - говоришь, отпустил - слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.

Те, кто помнит французский фильм 60-х годов "Разиня" могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот "мобильному телефону" из своей машины. "Алло, барышня, дайте Смольный!".

Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.

Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.

"Алтай". Первая в мире.

Работа над системой автоматической мобильной связи, названной "Алтай", началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими "Алтая" работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

"Алтай" должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой "Алтай" или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы "Алтай", настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у "Алтая" была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

"Алтай". Телефон 60-х.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в "ЗИЛах" и "Чайках" верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и "Волги" директоров важнейших предприятий.

"Алтай" конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году "Алтай" был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!

Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were "waiting lists" of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

Перевожу:

В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали "списки ожидания", до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!!!

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.

По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.

Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.

В 1970-е годы система "Алтай" активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 "ствола" по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц - т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция "Алтая" переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы "Алтай-3М" использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через "Алтай". Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

"Алтай 3М". Конец 70-х - 80-е годы.

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения "Алтая". Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности.

ВОЛЕМОТ, который пришел слишком поздно.

В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название "Волемот" (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.

Эта функция, известная ныне как "хэндовер" и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала "Волемот" полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат "Волемот", зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости "накрывать" связью десятки квадратных километров.

Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, "верным другом" колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) "Волемот" уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с "Волемота" могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы "государственной безопасности" не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.

Однако несколько лет для проекта "Волемот" не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
"Волемот" все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время "процесс уже пошел" и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.

Тем не менее система была запущена в ряде городов в начале 90-х и действует до сих пор, так же как и "Алтай". Сегодня их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до "скорой помощи".

Но несмотря на это, полноценная сотовая связь успела появиться в СССР. Первый оператор - ленинградский "Дельта Телеком" начал свою работу 9 сентября 1991 года, за три с половиной месяца до распада СССР. Это означает, что работы по ее установке начались за полгода-год до этого события, когда последовавшие в декабре в Беловежской пуще события не предсказывали даже аналитики ЦРУ.

Кое-что интересное. Первые сотовые телефоны.

Мобильный (вернее - автомобильный!) телефон начала 80-х фирмы Nokia - Mobira Senator. Вес аппарата - 15 килограмм.

Mobira Talkman - телефон второй половины 80-х - начала 90-х. Его вес уже всего 3 кг.

Первый сотовый телефон копании Motorola - DynaTAC 8000X, выпущенный в продажу 6 марта 1983 года. Его разработка стоила около 100 миллионов долларов (того времени!).

Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33х4.4х8.9 см. Заряда аккумуляторов хватало на 1 час разговора или 8 часов в режиме ожидания. Он имел память на 30 номеров и ОДНУ мелодию.

Стоил этот телефон 3995 долларов. На рынке сотовой связи продержался 10 лет.

В сети первой в США коммерческой сотовой связи компании "Ameritech Mobile" абонплата составляла 50 долларов плюс одна минута разговора обходилась пользователям от 24 до 40 центов (в зависимости от времени звонка). Через год после запуска в ее сети насчитывалось 12 тысяч абонентов.

Сегодня, при тотальном засилье GSM-сетей, немногие знают о существовании радиотелефонной сети «Алтай», активно использовавшейся в свое время руководителями важнейших структур народного хозяйства. Между тем, сеть, одной из основных задач которой является гарантированное обеспечение связи, даже когда другие сотовые сети «лежат», уже давно доступна практически каждому.

История

Система «Алтай» была создана в конце 60-х годов Воронежским НИИ Связи, который разрабатывал, в том числе, и системы оперативной подвижной связи для Минобороны СССР, и стала одной из первых мобильных радиотелефонных сетей в Европе, работающих по принципу сотовой связи - с одной (радиальное построение) или несколькими базовыми станциями, расположенными на высотных зданиях. До его внедрения использовались не очень удобные автомобильные радиостанции АРС, симплексный режим которых вынуждал абонента периодически, с помощью кнопки-тангенты переключать режим с приема на передачу. В результате появлялся риск «затыкать рот» друг другу, переключаясь на передачу еще до того, как на другом конце линии закончат фразу. Были у таких радиостанций и другие негативные моменты, например, невозможность выхода в сети общего пользования и нерациональное использование частотных полос. Для устранения всех этих недостатков и была создана УКВ-система «Алтай», разумеется, полностью отечественная разработка.

Заработал «Алтай» в Москве аж в далеком 1965 году, вобрал в себя все лучшие научно-технические достижения тех лет (в 1963 г. в Брюсселе система получила Золотой диплом), был очень сложным по используемой в оборудовании электронной базе и позволял вести уже полнодуплексную связь. Правда, изначально коммутация абонентов осуществлялась вручную - девушками-телефонистками, но потом, по мере роста числа абонентов, полностью перешли на автомат. Поскольку «Алтай» не предназначался для простых смертных (список абонентов утверждал аж Совмин), в него изначально были заложены функции, необходимые руководящему кадровому составу страны: вызов по сокращенной нумерации, циркулярный вызов нескольких абонентов и передача им указаний одновременно, конференц-связь - переговоры нескольких абонентов одновременно и так далее.

С тех пор «Алтай» претерпел несколько серьезных модернизаций, одна из самых знаменательных произошла в 1980 году - во время Московской Олимпиады. Одним из главных результатов этой модернизации стала возможность использования аппаратуры закрытия информации, благодаря чему список абонентов «Алтая» еще больше расширился - ими стали руководители крупных предприятий, партийно- правительственные чиновники, военно-промышленный комплекс, городские службы и предприятия связи (Мосгортранс, Мосэнерго, дорожные службы, Скорая помощь, ГУВД, МГТС, МГРС, МДРСВ…). К 1994 г. сети «Алтай» работали в 120 городах СНГ, а 53% всех пользователей мобильной связи имели «Алтай»!

Еще одна коренная модернизация «Алтая» в Москве была практически завершена в 1995 году - в результате от старой системы сегодня остались практически только одни частоты и аналоговый принцип модуляции сигнала, все оборудование же было заменено на систему Actionet производства Nokia, в которой использовались цифровые методы коммутации, вызова, идентификации абонента. Таким образом, московская сеть «Алтай», по сути, стала сетью Actionet. Конечно, российские разработки тоже имеют место, вплоть до создания терминалов формата handy, но они используются главным образом в регионах.

Впрочем, и после внедрения финских технологий преемник «Алтая» в Москве продолжал развиваться, так совместно с тульскими разработчиками в сети АСВТ - самого крупного московского оператора этого типа связи - была внедрена система автоматического определения номера - АОН.
Таким образом, не сегодняшний день среди пользователей этой сети появились крупнейшие межбанковские объединения, информационные агентства, посольства, торговые представительства, коммерческие структуры и частные лица.

Возможности

Абонентом этой системы теперь может стать любой человек, получив при этом не только семизначный московский номер, но и такие новые возможности как, например, передача факсов и доступ в интернет (на небольшой, правда, скорости - порядка 12 кбит/с), подключение GPS-устройств. Стало возможным даже делать общедоступные радиотаксофоны в тех районах, куда тянуть медную телефонную пару просто не выгодно (у оператора АСВТ, например, уже установлено более 1000 таксофонов по области) или, например, на речных судах. Появилась и новая услуга для рядовых граждан - московский телефон на даче, в загородном доме всего за 5 дней, нужных главным образом для прохождения бюрократических процедур. Кроме того, нынешнюю сеть «Алтай» на базе оборудования Actionet теперь можно использовать и для всевозможных типов мониторинга и телеметрии - начиная от установки датчиков на мостах и заканчивая охранными и противопожарными системами.

Пришла радиосвязь даже в салоны трамваев и автобусов - поскольку зона покрытия 100%-ная, то мобильный пользователь такой сети никогда не окажется «вне зоны обслуживания».

Еще одна из областей применения - корпоративные сети (вплоть до организации диспетчерских служб), особенно при обслуживании объектов типа стройплощадок или массовых мероприятий. Дело в том, что к установленному в машине терминалу сегодня можно подключить базовую станцию стандарта DECT и, соответственно, несколько телефонов этого формата, что позволяет без каких-либо затрат организовывать мобильную связь на любом объекте при сохранении возможности выхода в общегородскую сеть - трубки DECT имеют радиус действия до 800 метров прямой видимости и до 200 в условиях городской застройки. Вообще же к базовому модулю радиостанции возможно подключение практически любого телефона.

Применение же «Алтая» на массовых мероприятиях, при большом скоплении народа дает огромное преимущество перед абонентами обычных сотовых сетей - эта связь никогда не «ляжет» даже от наплыва желающих поздравить всех знакомых с новым годом. В экстренных случаях, когда GSM оказывается недоступен, неработоспособен или даже специально отключен также не обойтись без транкинговой связи - именно поэтому она, наряду с другими типами связи, присутствует в машинах инкассации, скорой помощи и служб спасения.

Помимо принципиально невозможного отказа соединения из-за перегрузок в сети и сплошного покрытия Москвы и области (вплоть до водоемов и лесов), высокая доступность и пропускная способность московской сети «РусАлтай» достигается возможностью подключения ее абонентов в Цифровую Сеть Делового Обслуживания «Искра», что позволяет избавиться от длительного дозвона, миновав перегруженный узел доступа к междугородной сети. Но, разумеется, самыми главными в «Алтае» являются функции, необходимые корпоративному заказчику, под которые собственно и создавалась вся сеть - уже упоминавшиеся групповой вызов, селекторные совещания, «просьба позвонить», переадресация, закрытая корпоративная сеть и так далее. В GSM-сетях все это только начинает появляться.

Технологии

Нынешняя радиотелефонная сеть, построенная на базе оборудования Actionet - система транкинговой радиосвязи стандарта МРТ-1327, то есть в ней осуществляется совместное использование выделенной полосы частот несколькими абонентами. Полоса частот, которую в свое время выделили «Алтаю», находится в удачном диапазоне 300-330МГц, благодаря чему одна базовая станция, расположенная на высотном здании (самая первая БС «Алтая» была установлена на одной из московских сталинских высоток, потом уже ее перенесли на телебашню), «бьет» на 50-100 Км, а связь практически не зависит от погодных условий и является очень устойчивой. Кстати, передача речи аналоговая (цифра тоже используется, но, на оборудовании оператора или, например, для передачи номера вызываемого абонента), поскольку это позволяет несколько сэкономить полосу пропускания в сравнении с «цифрой». А качество передачи речи при устойчивой связи заметно лучше чем в GSM-сетях. В принципе, для надежного покрытия Москвы хватает всего одной БС, всего же у основного поставщика услуг связи «Алтай», компании АСВТ, сегодня установлено более 20 базовых станций, так что связью Московская область охвачена на 100%, причем никаких «белых пятен» в зоне охвата нет.

Недостатки

Главный недостаток московской сети «Алтай»/Actionet напрямую вытекает из его достоинств - большой радиус одной соты вынуждает использовать мощные мобильные терминалы - эту систему весом около 3-х Кг вы можете установить только себе в автомобиль, на катер или поставить в загородном доме. Кроме того, существует ряд ограничений при подписании договора на установку такой мощной радиостанции (2 Вт) в машину: «при оборудовании транспортного средства газобаллонной аппаратурой, наличии диэлектрического люка или кузова терминальное оборудование не устанавливается».

Конечно, телефоны «ручного» формата существуют, но их мощность и слабый аккумулятор просто не позволяют их полноценно использовать в московских сотах - радиус действия носимой трубки порядка 10 Км. Кстати, отсюда вытекает и экологическая безопасность этого вида связи - небольшая антенна на крыше автомобиля (25 см) или дачи гораздо меньше вредит здоровью, чем мобильник у самого уха или в кармане джинсов. Терминалы, правда, снабжены собственным аккумулятором, так что 2-3 часа они могут работать автономно, например, если на даче вдруг пропало электричество.

Еще один небольшой недостаток заключается в том, что обновления модельного ряда телефонов ждать пока не приходится. Как создала фирма Nokia два-три терминала (старый Nokia RD58, новый Nokia RD72, стали, правда, появляться транкинговые аппараты Motorola) под частоты «Алтая», так и придется ими пока пользоваться. Дело в том, что частоты «Алтая» в других странах используются в основном военными, а потому гражданское оборудование под них практически не делается.

Прелести роуминга также недоступны - сетей этого стандарта по стране создано немало, но если вы захотите, например, взять свой терминал куда-нибудь в экспедицию, то вам придется его на месте переподключать у нового оператора - при этом никаких SIM-карт пока, к сожалению, не существует - код оператора прошивается непосредственно в сам аппарат.
Кроме того, в Интернете можно встретить и жалобы на качество связи, которое при слабом уровне сигнала оказывается зависимым от городской застройки и рельефа местности, также впрочем, как и другие мобильные средства связи.

Операторы и тарифы

На московском рынке сегодня вы можете воспользоваться услугами двух крупных операторов транкинговых сетей, современных наследниц «Алтая» на базе Actionet - ОАО АСВТ (сеть «РусАлтай ») и компании АМТ . Первая занимает примерно три четверти выделенных частот, имеет около 20 БС по всей области, соответственно и сеть у нее крупнее. В сети АМТ работают 11 базовых станций в Москве, Люберцах, Пушкино, Долгопрудном, Солнечногорске, пос. Газопровод (Подольск, Троицк, Внуково), поселок Развилка (Домодедовское шоссе, Видное). Сети «РусАлтай» и АМТ имеют радиально-зональное построение, что обеспечивает качественную связь на обширной территории.

Цена одного терминала составляет порядка 400-500 $ при установке в машину, если же вы решите ставить «Алтай» в загородный дом, то прибавьте сюда стоимость более сложной антенны - еще около 100-150 $.

Тарифные планы у обоих операторов радуют разнообразием - можно, например, при установке домашнего телефона подобрать себе и безлимитный - за 80 $ в месяц, но при ограничении каждого сеанса связи двумя минутами, а можно всего за 17 $ в месяц получить 100 минут, а при превышении этого лимита платить 0,18 центов за минуту. Правда, за само подключение АМТ, чей тариф в данном случае мы приводим, берет 91 $. Если же ставить терминал в автомобиль, то единовременная плата существенно ниже - 62 $, а за 30 $ абонентской платы вы получаете только одно ограничение - каждый разговор не может быть больше минуты, никакой иной платы АМТ с вас не возьмет.

Кстати, у обоих операторов есть и еще одна сугубо профессиональная услуга - мониторинг автомобильного транспорта, вот как она описывается самим оператором: «Местоположение каждого автомобиля отражается на карте, выведенной на дисплей диспетчерского компьютера. Сеть радиосвязи позволяет непрерывно обмениваться речевой, текстовой и телеметрической информацией между автомобилем и абонентским диспетчерским пунктом. В результате диспетчер имеет возможность, наряду с контролем передвижения автомобилей, отслеживать состояние его отдельных частей, например дверей, двигателя, груза, наличия топлива и так далее и при необходимости принимать необходимые меры, соответствующие сложившейся ситуации». Так что если вас заботит безопасность автоперевозок, то все, что для этого нужно вы сможете получить благодаря транкинговой радиосети - в данном случае в связке с GPS-оборудованием. Обычные GSM-сети до этого пока не доросли…

Оператор АСВТ предлагает не менее привлекательные тарифы, в частности безлимитный - за 83 $ и, например, «экономный» - 500 минут за 50 $, все последующие - 0,14 $ за минуту. Кроме того, в сети «РусАлтай», например, есть возможность и взять телефон в аренду, например, на месяц, если вам по работе необходимо перемещаться в районах, не оборудованных GSM-сетями, или вы просто переезжаете летом на дачу. И еще два варианта, при которых сам телефонный аппарат остается в собственности компании, а вы платите за подключение 455 $ и получаете неограниченное время за 64 $ в месяц, либо платите разово 2 730 $ и за всего 5 $ опять-таки получаете трафик без ограничений, кроме межгорода, разумеется.

Так что выбрать есть из чего. Конечно, разовые затраты при подключении к транкинговой сети сегодня оказываются существенно выше, чем в случае GSM, но последующая эксплуатация телефона (сам Nokia RD72 стоит 472 $, плюс придется потратиться на аксессуары при установке в машину или на дачу) совсем не обременительна, а в ряде тарифов даже сравнима с обычными проводными линиями.

Перспективы

И хотя некоторые эту систему называют морально устаревшей, ожидается, что и в будущем транкинговая радиотелефония будет жить. И АСВТ и АМТ ищут способы применения нового оборудования и новых методов модуляции, наиболее перспективным можно было бы считать применение CDMA, но этот путь наталкивается на преграды по разработке абонентских станций, так как эти частоты нигде в мире для этих целей не применяются. Кроме того, в Москве компания АМТ создает опытную зону полностью цифровой транкинговой связи открытого стандарта TETRA (диапазон 300-344 МГц), причем ожидается, что в этом случае эти частоты будут поддерживать ведущие мировые производители оборудования, а сеть в перспективе может стать федеральной.

Сеть профессиональной мобильной радиосвязи ЗАО «АМТ» на базе цифрового стандарта TETRA, по мнению компании, позволит существенно расширить спектр и качество предлагаемых абонентам компании услуг. Сохраняя все преимущества аналоговой транкинговой связи, такие как быстрое время установления связи (< 300 мс), групповые, приоритетные вызовы и режим прямой связи, открытый цифровой стандарт TETRA существенно расширяет возможности сети за счет высокой защиты информации, передачи данных и гибкости предоставляемых услуг.

Сегодня же сети компаний АМТ и АСВТ общедоступны и к ним может подключиться каждый, кому не хватает зоны охвата или устойчивости GSM-сетей. Причем, как мы уже говорили, принципиально не допускается перегрузка сети абонентами. Конечно, главным образом это профессионалы, а среди рядовых граждан, подключившихся к рассчитанной когда-то исключительно на номенклатуру сети, иногда просматривается желание просто попижонить, тем не менее, самая старая в стране сотовая сеть востребована и, возможно, именно вам или вашей организации она подойдет наилучшим образом.

Тарифы АМТ

Транкинговая оперативная связь

Тарифные планы для радиотелефонов с прямым московским номером

Тарифные планы Стоимость
Подключение к сети Абонентская плата Гарантированный лимит занятия радиоканала Стоимость минуты занятия радиоканала
Безлимитный 91,00 80,00 Ограничение вызова 2 минуты Количество вызовов не ограничено
Разговорный 91,00 48,00 600 минут С 601 минуты 0,13 круглосуточно
Оптимальный 91,00 39,00 300 минут С 301 минуты 0,15 круглосуточно
Рациональный 91,00 30,00 200 минут С 201 минуты 0,17 круглосуточно
Функциональный 91,00 17,00 100 минут С 101 минуты 0,18 круглосуточно
Стационарный базовый 500,00 25,00 - 0,03 круглосуточно

Цены указаны в долларах (США) без учета налогов.

Тарифы АСВТ (Январь 2004 г.)

Подключение к сети и обеспечение выхода на сеть общего пользования Москвы бесплатно.

Абонентская плата:

  • 83 $ - за все входящие и местные исходящие звонки;
  • 50 $ - за 500 минут входящих и местных исходящих звонков, при превышении - 0,14 $ за минуту.

Разовые платежи:

  • 50 $ - установка в офисе (квартире);
  • 85 $ - установка в автомобиль;
  • 15 $ - регистрация радиосредств;
  • 5 $ - подключение к сети междугородной связи;
  • 15 $ - подключение к сети международной связи;
  • 3 $ - замена тарифного плана.

Все цены указаны без НДС и НсП.

Транкинг

Слово транкинг происходит от английского trunk - магистраль, ствол. Главный принцип организации транкинговой радиосвязи заключается в автоматическом назначении свободного частотного канала для каждого запроса и ответа. То есть в общем случае канал выбирается динамически - отдельно для приёма, отдельно для передачи, причём, если передача информации временно не производится, канал освобождается для других абонентов.

Основные преимущества транкинговой сети таковы:

  • защита от прослушивания за счет динамического назначения канала и использования скремблеров;
  • лёгкость организации как индивидуальных, так и групповых вызовов, конференц-связи;
  • практически мгновенное соединение с абонентом;
  • возможность передачи данных по радиоканалу;
  • возможность реализации автоматической сигнализации о чрезвычайных ситуациях (например, для ручных терминалов - режим «Человек упал» - если радиостанция какое-то время находится в горизонтальном а не вертикальном положении, то автоматически передается сигнал тревоги);
  • наличие системы приоритетов - абонент, которому нужно передать сигнал тревоги, может прерывать менее важные соединения;
  • лёгкость организации местной мобильной сети связи;
  • рентабельность сети при небольшом числе абонентов.

Благодарности:

Редакция выражает благодарность Сергею Мишенкову и ОАО АСВТ, а также Юрию Лихачеву и ЗАО «АМТ» за помощь в подготовке материала.

  1. www.asvt.ru
  2. www.amtmgts.com
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!